Всем привет!
Давно мечтал и наконец соорудил ветрячок у себя на даче. Хочу вкратце рассказать об этом, больше года читаю этот форум и именно здесь узнал много чего нового и полезного о малом ветроэнергостроении. А чтобы не создавать новой темы и потому, что затраты на постройку ветрогенератора составиль чуть больше 1000 руб. - пишу в "народном генераторе".
Из материалов использовал то, что было под рукой, деньги тратил лишь на - метр 160мм "рыжей" трубы, 65шт. N42 магнитов Ф10ммх5мм (интернет-магазин), различные болтогайки.
Из инструмента болгарка, дрель и шуроповерт; для измерений штангель, угольник, рулетка и обычный мультиметр М-832.
Винт - трехлопастник 1,7м (160 труба) из "Кладези лопастей", автор Владимир.
Генератор - из однофазных асинхронников от старых советских стиралок разных моделей (статор, ротор, крышки - все от разных движков);
- ротор Ф82,5мм длина по железу 40, вал Ф14мм;
- статор вн. Ф93мм, толщина пакета 32мм, 32 паза, зубцы широкие, пазы узкие на входе но глубокие, округлой формы. Толщина спинки больше, чем глубина паза, каждые 2 паза через
6 меньшей глубины из-за отверстий под стяжные шпильки. Крышки неродные из-за большего расстояния между подшипниками у неродного ротора.
Из-за 32 пазов статор намотал в 2 фазы: одна обмотка по нечетным (1-3 3-5 5-7), другая по четным пазам, "вразвал", всего 32 катушки по 30 витков проводом 0,8мм, т.е. по 60 в пазу. В неглубоких пазах на 10витков меньше - по 5 витков каждой катушки перенесены в соседние так же "вразвал". Обмотки подключены к 12А диодным мостам каждая, выходы мостов паралельно.
На ротор наклеены 64 магнита, всего 16 полюсов (8 пар), по 4 магнита на полюс. Оправка для магнитов из "рыжей" 110-й трубы (толщина 3 мм, отверстия под магниты
вплотную друг к другу без сползания в соседнее легко сверлятся перовым сверлом на круглой деревянной болванке на малых оборотах. В конечном итоге ротор с магнитами в оправке залил эпоксидкой, перед заливкой между магнитами и по краю оправки на суперклей проложил капроновую нить - для армирования.
Генератор получился практически без залипаний, вращается за вал двумя пальцами. С закороченными
обмотками вал пальцами не провернуть).
Мачта высотой 9м из отрезков трубы Ф70мм (стойки от старого забора
), в виде буквы L с распоркой, на конце горизонтальной части (около 1.8м длинной) противовес - блок цилиндров 2108.
Ось вращения на стойках в 1м над землей, стойки с распорками прикреплены к металличечской плите 1,5м х 1м 15мм толщиной (какая-то конструкция из котельного оборудования). Мачта за счет противовеса стоит вертикально без растяжек, чтобы положить ее в единственно возможное горизонтальное положение нужно применить усилие. На уровнях 5 и 8 метров по 3 растяжки (трос с тальрепами).
Поворотный узел из опорного подшипника передней стойки ВАЗ-2108, токосьемник в виде круга 10см из фольгированного текстолита токосъемными кольцами вниз и двух пар щеток 2101, закрепленных
на конце мачты.
Пока снятием характеристик особо не занимался. но когда дул весьма приличный для наших мест ветер (порывы до 10 м/с по инет-данным метеостанции в 15 км от меня), на нагрузке в 5 ом напряжение доходило до 50В. При работе на пару 60 а/ч автомобильных аккумулятора впараллель (полуживых, при полностью заряженных 2-3 попытки завести автомобиль) ток заряда до 12А при порывах.
В общем цель под задачу "чем сильнее ветер, тем больше шансов сидеть на даче без электричества" частично достигнута - сейчас эти 2 старых аккумулятора всегда заряжены. Пока в планах усилить мачту (пока что все собрано на болтах), снизить осевую нагрузку на подшипники генератора (выжимной от 2108 между ступицей и передней крышкой будет в самый раз), найти нормальный аккум (намечается у связистов за жидкую валюту приобрести щелочную батарею) и собрать контроллер заряда.